Логотип муниципального округа Ясенево
117463, г. Москва, проезд Карамзина,
д. 13, корп. 1
Тел.: +7 (495) 423-43-22

Это должен знать каждый

Вопросы экологии в Москве

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

 

Современное развитие науки, промышленности и технологий предъявляет особые требования к состоянию окружающей среды. Одним из критериев ее защиты является экологическая безопасность. Рассмотрим это понятие более подробно.

  1. Понятие экологической безопасности

В ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) раскрывается понятие экологической безопасности. Под ней понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Нарушение экологической безопасности влечет опасность гибели отдельных природных объектов, загрязнения окружающей среды и, как следствие, угрозу жизненно важным интересам человека.

Стратегическое планирование, цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в сфере экологической безопасности определяет Стратегия экологической безопасности РФ на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 19.04.2017 N 176) (далее - Стратегия экологической безопасности).

Согласно п. 4 Стратегии экологической безопасности достижение целей экологической безопасности осуществляется путем проведения единой государственной политики, направленной на предотвращение и ликвидацию внутренних и внешних вызовов и угроз экологической безопасности.

  1. Обеспечение экологической безопасности в хозяйственной
    деятельности организации (в т.ч. обучение, проведение экологической экспертизы)

В соответствии с п. 24 Стратегии экологической безопасности целями государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности являются сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики, ликвидация накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.

В качестве основных приоритетных направлений в области обеспечения экологической безопасности (п. 26 Стратегии экологической безопасности), в частности, можно выделить:

- внедрение инновационных и экологически чистых технологий, развитие экологически безопасных производств;

- развитие системы эффективного обращения с отходами производства и потребления;

- повышение эффективности осуществления контроля в области обращения радиационно, химически и биологически опасных отходов;

- строительство и модернизация очистных сооружений;

- минимизация рисков возникновения аварий на опасных производственных объектах и иных чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

- развитие системы экологического образования и просвещения, повышение квалификации кадров в области обеспечения экологической безопасности и др.

К полномочиям органов государственной власти РФ в данной сфере, в частности, относится организация и проведение государственной экологической экспертизы (ст. 5 Закона об охране окружающей среды).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон об экологической экспертизе) экологическая экспертиза - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В Российской Федерации существует два вида экологической экспертизы:

- государственная экологическая экспертиза. Она организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов РФ (ст. ст. 4, 10 Закона об экологической экспертизе);

- общественная экологическая экспертиза. Она организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды (ст. ст. 4, 20 Закона об экологической экспертизе).

Порядок проведения государственной экологической экспертизы закреплен в ст. 14 Закона об экологической экспертизе и в Положении, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.11.2020 N 1796.

Порядок проведения общественной экологической экспертизы регламентирован ст. 22 Закона об экологической экспертизе.

Предоставление государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня определяется Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (утв. Приказом Росприроднадзора от 31.07.2020 N 923).

На основании ст. 71 Закона об охране окружающей среды в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

Согласно п. 20 Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012) при решении задачи формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания, в частности, используются следующие механизмы:

- включение вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты;

- обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся;

- государственная поддержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды;

- развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

- включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы.

На основании ст. 73 Закона об охране окружающей среды руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Порядок, сроки и последовательность административных процедур (действий) Ростехнадзора и его территориальных органов при предоставлении государственной услуги по организации проведения аттестации по вопросам промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики регламентированы соответствующим Административным регламентом, утв. Приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 N 459.

 

Подготовлено на основе материала
П.С. Долгополова,
ООО "СевИнтелИнвест"

источник: www.consultant.ru

 

Глава Минприроды Александр Козлов рассказал депутатам о мерах по обеспечению экологической безопасности РФ

Министр Александр Козлов рассказал о работе Минприроды РФ в 2021 году, а также о первоочередных мерах по реализации государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в 2022 году.

«Меры, призванные преодолеть санкционное давление, стали важной частью сегодняшнего заседания. В большей степени они касаются корректировки сроков, но при этом Комитет отмечает, что ни у кого не должно складываться впечатления, что в новых условиях экологическая повестка перестает быть в приоритете. Несмотря на сложности, которые сегодня испытывает наша страна в связи с введенными санкциями, мы не меняем целевые показатели национального проекта «Экология». Нашими общими усилиями он должен быть реализован. Это очень важный момент», – отметил Председатель Комитета Дмитрий Кобылкин.

При подготовке к заседанию депутаты сформулировали свои вопросы к Минприроды РФ.

В рамках антисанкционных пакетов отодвинуты сроки по запуску ряда проектов и повышению ответственности компаний, что может повлиять на состояние окружающей среды и самочувствие жителей. В частности, приостановлены проверки Росприроднадзора, отодвинуты сроки по ликвидации последствий деятельности Байкальского ЦБК. Необходимо четкое понимание, какие меры по сохранению ответственности загрязнителей видит министерство в текущей ситуации.

Также важна конкретная информация, как планируется выполнение поручения Президента России по установке автоматических счетчиков вредных выбросов на предприятиях и онлайн-контроля выбросов. Законопроект должен быть внесен Министерством в Правительство РФ в ближайший понедельник.

На фоне послаблений особую актуальность приобретает создание комплексной системы мониторинга состояния окружающей среды. Ранее Минприроды РФ анонсировало внесение в ГД соответствующего законопроекта, но пока депутатам он представлен не был.

Отметим, что на текущий момент у Комитета выработан совместный план работы с Министерством по лесному блоку. Это решение проблемы нереализованной древесины, меры экстренного реагирования при пожарах, снижение административных барьеров для лесопользователей. Вместе с тем пожарный сезон уже начался, и необходимо знать, куда пошли дополнительные средства, выделенные в текущем году.

Увеличение объемов разведки и добычи редкоземельных металлов – это стратегическая задача при переходе к «зеленой» экономике и конкурентное преимущество России на международной арене, особенно в текущих условиях. По этому блоку важно знать, в каких регионах будет сосредоточена работа и в какие сроки.

Комитет вместе с Министерством провели большую совместную работу по возвращению рыбы в Волгу за счет мероприятий по восстановлению Волго-Ахтубинской поймы. Необходимо определиться с проведением дополнительных работ, а также подготовкой проектной документации по реке Дон.

Напомним, что Правительство отчитывается перед депутатами ГД о результатах своей деятельности ежегодно — это закреплено в статье 114 Конституции РФ. В 2021 году отчет Правительства РФ состоялся 12 мая, в 2020 году — 22 июля. Как отметил Председатель ГД Вячеслав Володин, «сегодня поступает много обращений от наших граждан: о росте цен, импортозамещении, сохранении рабочих мест. В этой связи приняли решение назначить отчет на более ранний срок — 7 апреля». Также он сообщил, что Председатель Правительства Михаил Мишустин в ходе подготовки будет встречаться с фракциями, а министры — с профильными комитетами Государственной Думы.

источник: duma.gov.ru

Дождливый и ветреный сентябрь очистил столичный воздух.

Специалисты ГПБУ «Мосэкомониторинг» посчитали насколько чище оказался сентябрь этого года по сравнению с тёплым сентябрем 2019 года.

Первый осенний месяц подошёл к концу. Сентябрь в этом году выдался прохладный, дождливый. Природа будто отменила бабье лето и сразу окунула нас в октябрь.

Однако такая погода благотворно сказывается на качестве воздуха.

Мы сравнили сентябрь 2021 года года с тёплым сентябрем 2019 года, когда при среднемесячной температуре воздуха +12,3º выпало всего 29мм осадков. В нынешнем сентябре, превысив месячную норму, на Москву обрушилось 75 мм дождей, в отдельные дни наблюдались порывы ветра до 17м/с, а среднемесячная температура составила +8,4º.

При такой погоде почти весь месяц сохранялись благоприятные для рассеивания загрязняющих веществ метеоусловия. По данным экологического мониторинга по сравнению с сентябрем 2019 года в сентябре 2021 года концентрации оксида углерода в атмосферном воздухе снизились на 20%, диоксида азота – на 7%, оксида азота – на 37%, взвешенных частиц РМ10 – на 15%, РМ2,5 – на 29%.

Среднемесячные концентрации загрязняющих веществ в среднем по городу в сентябре 2021 года не превысили установленных гигиенических нормативов и составили: диоксид азота – 0,3ПДК, оксид углерода – 0,1ПДК, взвешенных частиц РМ10 – менее 0,1ПДК, РМ2,5 – 0,3ПДК.

источник: mosecom.mos.ru

Вода — земля — воздух: как работает система экологического мониторинга в столице

В год в Мосэкомониторинг поступает около 15 тысяч заявок только на шум и качество воздуха.

Возле стен Донского монастыря находится одна из стационарных станций контроля качества столичного воздуха. Снаружи она похожа на небольшой серый вагончик. Внутри — несколько анализаторов, напоминающих металлические ящики вроде сейфов. В них по трубкам с улицы поступает воздух.

Внутри приборов идут реакции, которые позволяют измерить содержание тех или иных веществ. Экраны, расположенные на анализаторах, показывают, например, наличие диоксида серы или оксида азота в режиме реального времени.

Сегодня у Мосэкомониторинга 60 таких станций, четыре из них — в Подмосковье. Станции располагаются вблизи автотрасс, в природных зонах и на жилых территориях — в том числе тех, которые подвержены влиянию выбросов с предприятий. Все оборудование функционирует онлайн, круглосуточно и в автоматическом режиме. Данные передаются постоянно, участие человека в процессе не требуется.

Одна станция фиксирует до 20 показателей. Их перечень может разниться в зависимости от местоположения. Также на всех станциях есть метеорологическое оборудование, которое определяет условия для рассеивания веществ. Иными словами, приборы устанавливают, куда движется облако загрязнения и как скоро оно исчезнет.

Первая станция экологического мониторинга появилась в столице в 1995 году. Служба создавалась с учетом требований Всемирной организации здравоохранения по директивам Европейского союза. В 2007-м заработал Единый городской фонд данных экологического мониторинга. Эта система помогает передавать данные со станций в автоматическом режиме. Все желающие могут следить за уровнем загрязнения воздуха в столице онлайн.

«Наша система сопоставима с теми, что работают в Лондоне, Берлине, Париже. Некоторые показатели у нас контролируются лучше. Кроме того, Москва — лидер в вопросе информирования населения. Данные на нашем сайте общедоступны и обновляются каждый час», — отмечает заместитель директора по научной работе ГПБУ «Мосэкомониторинг» Елена Лезина.

Большинство жалоб на качество воздуха связано с нарушением условий рассеивания. И хотя ведомство отрабатывает каждую заявку, не редки случаи, когда жителям столицы приходится просто ждать перемены погоды.

Контроль на колесах

Помимо стационарных, в Москве есть три передвижные лаборатории, которые контролируют качество воздуха и измеряют уровень шума. Машины работают круглосуточно. Маршруты их следования намечают заранее, чтобы собрать данные в недоступных для стационарных станций районах, либо составляют на основе заявок от жителей.

«Начинка» передвижной лаборатории практически не отличается от той, что в стационарной. Внутри находятся такие же газоанализаторы. Это позволяет производить автоматические измерения на месте сразу же — достаточно включить приборы по дороге. Однако не все показатели доступны для измерения в автоматическом режиме. Специалисты, выезжающие на место, берут пробы, прокачивая определенный объем воздуха через жидкость, сорбент или собирая его в вакуум — в зависимости от вида необходимого исследования. Далее образцы доставляются в лабораторию.

Проблема шумных строек довольно актуальна для столицы. Вести работы на стройплощадках ночью разрешено, но при соблюдении ряда требований. Например, в темное время суток нельзя забивать сваи или использовать громкоговорители. Специалист выезжает на место и измеряет уровень при помощи компактного прибора — шумомера.

Также сотрудники Мосэкомониторинга регулярно проверяют состояние почвы и воды. Ведомство следит именно за природными водоемами, а не за качеством питьевой или водопроводной воды. Мониторинг воды осуществляется в 66 контрольных створах при отсутствии льда — на Москве-реке, ее притоках, в Косинских озерах.

Найти и сообщить

Лаборатории Мосэкомониторинга могут выявить и исследовать более 600 веществ в разных природных средах, в том числе 120 воздушных соединений. Над этим в учреждении круглосуточно работают 50 человек.

Поступившие пробы могут изучать как несколько часов, так и несколько дней, в зависимости от загруженности и формата исследований. В образцы добавляют реагенты и проверяют их на разнообразных приборах.

Воду исследуют на 40 физико-химических веществ: определяют уровень кислотности, степень прозрачности, наличие растворенного кислорода, взвешенных и органических веществ, основных ионов, биогенных элементов (соединения азота и фосфора), металлов, нефтепродуктов.

«У нас в регионе железистые почвы. И поэтому в период снеготаяния уровень железа в воде часто превышает норму. Это обусловлено природными факторами. А вот превышение уровня азотистых соединений и фосфатов часто свидетельствует о канализационных сливах. Они возникают из-за незаконных врезок или нарушений при строительстве», — рассказывает заместитель начальника аналитической лаборатории ГПБУ «Мосэкомониторинг» Юлиана Бурвикова.

Все данные заносятся в протокол. При обнаружении нарушений информация передается в контрольно-надзорные органы — Росприроднадзор или городской Департамент природопользования и охраны окружающей среды. Они уполномочены проводить внеплановые проверки и находить нарушителей.

С заботой об экологии

Современный мегаполис не может существовать без подобной службы. Исследования Мосэкомониторинга позволяют следить за экологической ситуацией в городе, определять пути развития столицы, оценивать эффективность тех или иных природоохранных мероприятий, например транспортной политики.

«В Москве около 90 процентов выбросов приходится на автотранспорт. Это типичная ситуация для всех крупных городов. Количество транспорта с каждый годом растет, но при этом нам удается снижать выбросы. Это происходит за счет улучшения экологических характеристик автомобилей, развития системы общественного транспорта, строительства станций метро, новых дорог и развязок. Ведь основной объем выбросов происходит именно во время пробок. С 2010 года выбросы от автотранспорта в столице снизились на 21,8 процента», — подчеркивает Елена Лезина.

По данным Мосэкомониторинга, за последние восемь лет почти на треть сократились выбросы от энергетических предприятий столицы. Достигать подобных результатов помогает своевременная модернизация предприятий.

Еще одна задача мониторинга — оценка влияния экологической обстановки на здоровье жителей, оценка рисков от загрязнения воздуха. Эту работу делают врачи-гигиенисты, которые имеют доступ к данным. Система непрерывной проверки качества воздуха также поможет спасти жизни и здоровье людей, если где-то произойдет утечка.

Планы на будущее

В ближайшем будущем планируют обновить 13 станций Мосэкомониторинга. На них демонтируют устаревшее оборудование, установят новые системы. До конца текущего года откроется новая стационарная станция в районе Некрасовка. Также будут развивать сотрудничество с Московской областью. На границах с Подмосковьем планируют установить еще 15 станций.

Сейчас ведется научная работа по созданию прибора для контроля запахов, уже получившего в народе название «электронный нос».

«Сейчас в нашей стране запах не нормируется, а многие люди жалуются именно на него. При этом запах — это непостоянная субстанция, все чувствуют его по-разному», — отмечает Елена Лезина.

«Электронный нос» сможет с помощью сенсоров определять вид химического запаха. Благодаря этому специалисты будут решать, где и какие пробы следует собирать. Прибор, скорее всего, будет работать в составе передвижной лаборатории. Сейчас идет разработка программного обеспечения.

источник: www.mos.ru

Мосэкомониторинг проверил экологическую обстановку в столице

Концентрация вредных веществ по большинству показателей снизилась.

Мосэкомониторинг проанализировал экологическую обстановку в городе с начала ввода режима самоизоляции. Согласно полученным результатам, концентрация загрязняющих веществ ниже обычного. Эта тенденция сохраняется и после майских праздников.

Положительная динамика связана в первую очередь с существенным снижением интенсивности движения автотранспорта, одного из основных источников выбросов в атмосферу. Причем снижение уровня загрязнения воздуха отмечено не только вблизи дорог, но и в районах жилой застройки.

С начала режима самоизоляции рядом с автотрассами концентрация веществ по сравнению с обычным уровнем оказалась ниже по оксиду углерода в полтора раза, диоксиду азота — в полтора раза, оксиду азота — в 2,2 раза, взвешенных веществ РМ10 — в полтора раза. В жилых кварталах концентрации оксида углерода снизилась в 1,4 раза, диоксида азота — в 1,8 раза, диоксида серы — в 2,1 раза, оксида азота — в 2,2 раза, взвешенных веществ РМ10 — в 1,6 раза.

Зафиксированная вблизи автомобильных дорог средняя за полтора месяца концентрация сопоставима с прошлогодними показателями в жилых районах, а по оксиду углерода и диоксиду серы оказалась ниже в 1,1–1,7 раза.

Рядом с жилыми домами концентрация загрязняющих веществ оказалась ниже уровня, который отмечался в ТиНАО в 2019 году: оксида углерода — в 1,5 раза, диоксида серы — в 1,1 раза, диоксида азота — в 1,7 раза.

Самые минимальные показатели зафиксированы 22 апреля и 10 мая. В эти дни Москва находилась под влиянием циклона, периодически шли дожди и дул ветер с порывами более 10 метров в секунду. Это говорит о том, что концентрация вредных веществ зависит не только от объемов выбросов, но и от погодных условий.

По ряду показателей в майские праздники значения концентрации вредных веществ оказались минимальными за последние несколько лет. Например, вблизи дорог содержание в атмосферном воздухе диоксида и оксида азота было самым низким с 2016 года, а оксида углерода — за последние 10 лет.

Ситуация в первую неделю после майских праздников

Ослабление режима самоизоляции повлекло за собой небольшой рост загрязнения. Тем не менее фиксируемые показатели остаются на уровне ниже характерного для этого времени года.

При сравнении первой недели после майских праздников в 2020 году и аналогичного периода в 2019-м содержание оксида углерода и диоксида азота в воздухе стало ниже в 1,1 и 1,2 раза соответственно.

В жилых кварталах воздух чище по сравнению с прошлым годом: концентрация оксида углерода ниже в 1,5 раза, диоксида азота — в 1,3 раза, оксида азота — в 2,2 раза.

Анализ атмосферного воздуха проводится круглосуточно на автоматических станциях по всему городу.

источник: www.mos.ru

Экологическое состояние Москвы контролирует Департамент природопользования и охраны окружающей среды http://www.dpioos.ru. Этим ведомством принята стратегия улучшения экологии столицы до 2030 года. Как она реализуется на практике?

Чем больше город, тем больше проблем приходится решать городским властям, в том числе – в целях повышения безопасности проживания граждан. Как сделать чище воздух в мегаполисе, сквозь который ежесуточно проезжают тысячи большегрузных автомобилей; где 1/3 трудоспособных жителей добирается до работы на личном авто, половину времени проводя в пробках; где продолжают работать десятки вредных производств и мусоросжигательные заводы; где хорошо развита железнодорожная сеть, а мелкодисперсные частицы различного происхождения способны часами висеть в атмосфере, образуя удушливый смог?

Состояние воздуха в Москве контролируют 56 автоматических станций контроля загрязнения атмосферы. Данные с них собирает и анализирует информационный центр Департамента ПиООС. Адреса станций контроля можно узнать на портале открытых данных Правительства Москвы:https://data.mos.ru/opendata/7704221753-avtomaticheskie-stantsii-kontrolya-zagryazneniya-atmosfery?pageNumber=1&versionNumber=1&releaseNumber=1

Также на портале открытых данных Москвы можно сделать выводы об экологическом состоянии разных районов столицы:

Параметры загрязнения атмосферного воздуха https://data.mos.ru/opendata/2453?pageNumber=4&versionNumber=2&releaseNumber=20.

Среднемесячные показатели загрязнения атмосферного воздуха https://data.mos.ru/datasets/2449.

Результаты мониторинга уровней шума по данным передвижной экологической лаборатории;

неблагоприятные метеорологические условия; состояние зеленых насаждений (по данным наблюдения на контрольных площадках); участки проявления оползневых процессов; состояние родников (за исключением микробиологических показателей качества воды); данные передвижной лаборатории контроля загрязнения атмосферного воздуха; ориентировочная оценочная шкала опасности загрязнения почв по суммарному показателю загрязнения; параметры качества водных объектов; состояние почв на основе суммарного показателя загрязнения; среднемесячные концентрации анализируемых параметров в водных объектах; перечень водных объектов, на которых осуществляются режимные наблюдения за качеством воды и т.д.

В 2015 году группа независимых экспертов провела подробное исследование состояния воздуха в разных районах Москвы. Оказалось, что многие стереотипы и данные о состоянии экологии города уже устарели. К примеру, Юг и Юго-Восток всегда считались самыми загрязнёнными районами столицы, а Запад и Северо-Запад – наиболее благоприятными для гуляния и проживания. Результаты же новых исследований выявили явное чередование более-менее чистых и сильно загрязненных районов даже в пределах небольших территорий.

Эксперты проверяли воздух мегаполиса вдали от оживленных автотрасс на предмет присутствия оксидов серы, углерода и азота в течение месяца, делая неоднократные замеры. Так удалось получить среднестатистические результаты.

В итоге районы Москвы были разделены на три группы.

1. Районы с относительно благоприятной экологической обстановкой (в них были обнаружены превышения нормы по вредным выбросам):

САО: Головинский, Молжаниновский, Тимирязевский.

СВАО: Бабушкинский, Бибирево, Лианозово, Лосиноостровский, Северный, Южное Медведково.

ВАО: Восточное Измайлово, Измайлово, Северное Измайлово, Косино-Ухтомский, Новокосино.

ЮВАО: Выхино-Жулебино.

ЮАО: Чертаново Южное.

ЮЗАО: Гагаринский, Коньково, Ломоносовский, Северное Бутово, Теплый Стан, Южное Бутово, Ясенево

ЗАО: Новопеределкино, Раменки, Тропарево-Никулино, Фили-Давыдково.

СЗАО: Куркино, Строгино, Щукино, Митино.

Это примерно треть административных районов Москвы.

2. Районы с напряжённой обстановкой (где имеются какие-либо химические загрязнения в атмосфере) – это 27% всех московских районов. Главная причина плохой экологии в них – круглосуточно «дымящие» автотрассы:

ЦАО: Замоскворечье, Хамовники.

САО: Восточное Дегунино, Западное Дегунино, Левобережный, Ховрино.

СВАО: Алтуфьевский, Свиблово.

ВАО: Богородское, Гольяново, Ивановское, Метрогородок, Вешняки, Новогиреево, Сокольники.

ЮВАО: Лефортово, Люблино, Кузьминки.

ЮАО: Зябликово, Нагатинский затон, Орехово-Борисово.

ЮЗАО: Академический, Зюзино, Котловка, Обручевский, Черемушки.

ЗАО: Крылатское, Кунцево, Можайский, Очаково-Матвеевское, Филевский парк.

СЗАО: Покровское-Стрешнево, Северное Тушино, Южное Тушино.

3. Неблагоприятные районы города – 41% от всей территории Москвы (где содержание в атмосфере основных загрязнителей воздуха значительно превышает норму):

ЦАО: Арбат, Басманный, Красносельский, Мещанский, Пресненский, Таганский, Тверской, Якиманка, Китай-город.

САО: Аэропорт, Беговой, Бескудниковский, Войковский, Дмитровский, Коптево, Савеловский, Сокол, Хорошевский.

СВАО: Алексеевский, Бутырский, Марфино, Марьина Роща, Останкинский, Ростокино, Ярославский.

ВАО: Перово, Преображенское, Соколиная Гора.

ЮВАО: Капотня, Марьино, Нижегородский, Печатники, Рязанский, Текстильщики, Южнопортовый.

ЮАО: Бирюлево Восточное, Бирюлево Западное, Братеево, Даниловский, Донской, Москворечье-Сабурово, Нагатино-Садовники, Нагорный, Чертаново Северное, Чертаново Центральное, Царицыно.

ЗАО: Дорогомилово, Проспект Вернадского.

СЗАО: Хорошево-Мневники.

— Каким образом сегодня осуществляется мониторинг экологического состояния районов столицы?

— В Москве функционирует система экологического мониторинга по всем компонентам окружающей среды и факторам воздействия (атмосферный воздух, поверхностные и подземные водные объекты, шум, почвы, зеленые насаждения, геоэкологические процессы, выбросы промышленных предприятий).

Система экологического мониторинга Москвы создана с соблюдением не только российских нормативных документов, но и удовлетворяет требованиям директив ЕС по экологическому мониторингу. В связи с этим данные московской системы мониторинга «принимаются» в составе экологической отчетности страны в Европейском агентстве по охране окружающей среды и Всемирной организации здравоохранения.

Мониторинг поверхностных водных объектов, дна, берегов и водоохранных зон включает в себя режимные наблюдения за качеством воды поверхностных водных объектов, включая реку Москву и ее притоки, а также водотоки ТиНАО. Общее количество створов наблюдения с учетом присоединенных территорий составило 66 пунктов, в которых измеряется 40 показателей. В одном створе наблюдения осуществляются круглосуточно на автоматической станции контроля загрязнения поверхностных вод по 10 показателям (станция – единственная в России).

Мониторинг грунтовых вод и мониторинг опасных геологических процессов в городе Москве объединены в одно направление: мониторинг геоэкологических процессов. Мониторинг грунтовых вод (гидрогеологический мониторинг) осуществляется посредством режимных наблюдений на сети, состоящей из 125 наблюдательных гидрогеологических скважин. Ведение мониторинга экзогенных процессов осуществляется на 13 стационарных участках развития глубоких оползней. Проводятся работы по наблюдению за оползневым процессом в долинах малых рек (обследуются 58 участков).

Мониторинг уровней шума осуществляется круглосуточной акустической службой. Ежегодно обследуется более 950 территорий. Функционирует ночная служба по отработке обращений граждан о сверхнормативном шуме от строек в ночное время.

Сеть мониторинга за состоянием почв города Москвы включает в себя более 1300 площадок постоянного мониторинга. Оценка качества почв проводится на основании 22 показателей, позволяющих получить агрохимическую характеристику почв и оценить уровень их загрязнения тяжелыми металлами и органическими поллютантами.

В рамках мониторинга зеленых насаждений проводится оценка состояния зеленых насаждений на 130 площадках постоянного наблюдения, охватывающих все типы озелененных территорий – посадки вдоль магистралей и улиц, сады, бульвары, скверы, парки, лесопарки, микрорайоны жилых кварталов (озелененные территории I, II, III категории).

— Как обрабатывается информация, поступающая с автоматических станций контроля загрязнения атмосферы, установленных в разных точках Москвы?

— Мониторинг качества атмосферного воздуха осуществляется в режиме реального времени. Система мониторинга качества атмосферного воздуха включает в себя 56 автоматических станций контроля загрязнения воздуха, три специализированных метеорологических комплекса (для оценки влияния метеорологических условий на уровень загрязнения и определения направления распространения загрязнения), три передвижные лаборатории, а также аналитическую лабораторию.

На станциях автоматически в режиме реального времени измеряется содержание в атмосферном воздухе 26-ти веществ, характерных для выбросов антропогенных источников Москвы, включая взвешенные частицы с размером менее 10 мкм и менее 2,5 мкм (приоритетный загрязнитель), вещества, обладающие неприятным запахом (сероводород, аммиак). Каждые 20 минут информация со станций передается в информационно-аналитический центр.

В информационно-аналитическом центре осуществляются хранение, анализ и обработка данных мониторинга. Ежедневно проводятся работы по обеспечению качества данных. Деятельность по обеспечению качества включает в себя обеспечение качества измерений (эксплуатацию средств измерений) и ежедневный контроль качества данных (более 51 тыс. показателей за сутки), ежегодную ратификацию данных.

Станции мониторинга располагаются во всех округах, на различных типах территорий: вблизи автотрасс, на территориях, подверженных влиянию различных источников загрязнения воздуха, в жилых кварталах вдали от основных загрязнителей и на чистых (фоновых) территориях.

Кроме измерений концентраций загрязняющих веществ на автоматических станциях осуществляется контроль метеорологических параметров, влияющих на условия рассеивания вредных примесей. Результаты измерений необходимы для анализа данных мониторинга загрязнения атмосферного воздуха и развития методик прогноза загрязнения атмосферы.

На станциях контролируются скорость и направление ветра, температура, давление, влажность.

С Останкинской телебашни (высотный пост) поступают данные о профиле температуры и ветра до высоты 503 м, а также показатели давления, влажности и температуры «точки росы» на приземном уровне. Функционируют два температурных профилемера МТП-5, которые в режиме реального времени измеряют профили температуры и ветра и позволяют определить интенсивность вертикального перемешивания воздуха и высоту слоя перемешивания; автоматические осадкомеры.

На территориях, где отсутствуют автоматические станции либо откуда поступают жалобы жителей, измерения проводятся с помощью передвижных экологических лабораторий, в том числе – в ночное время. Передвижные экологические лаборатории автоматически в режиме реального времени измеряют 20 загрязняющих веществ, а также осуществляют отбор проб для последующего анализа в аналитической лаборатории. Ежегодно обследуется более 600 территорий города Москвы по расширенному перечню загрязняющих веществ.

— Какие организации производят пробы воздуха, воды, почвы в границах города?

— Работы в части мониторинга указанных природных сред проводятся Государственным природоохранным бюджетным учреждением «Мосэкоммониторинг», подведомственным учреждением Департамента природопользования.

— Куда москвичам стоит обращаться в случае экологических аварий и при необходимости – жаловаться на экологическое состояние своего района?

— В случае экологических аварий – в МЧС по тел. +7(495)983-78-76.

— С жалобами на экологическое состояние в районе проживания – в Единую справочную службу мэрии Москвы (495) 777-77-77 или – в электронную приемную Департамента природопользования.

Система мониторинга атмосферного воздуха в Москве https://mosecom.mos.ru/air-quality/

Уровень загрязнения воздуха в столице https://mosecom.mos.ru/karta/

Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы https://www.mos.ru/eco/

ГПУ «Мосэкомониторинг» https://mosecom.mos.ru/

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий https://www.mchs.gov.ru/

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования https://rpn.gov.ru/

ГУП «Мосводосток» https://мосводосток.рф/

Нормативные правовые акты

Федеральный закон от 27.12.2018 N 498-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)

Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об охране атмосферного воздуха"

Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О животном мире"

Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" 

Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об особо охраняемых природных территориях"

Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 08.12.2020) "О недрах"